История происхождения флейты!

Опубликовано от admin | Флейта | Воскресенье 1 Апрель 2012 22:58

Если начинать с самого понятия — духовые музыкальные инструменты, то значение будет таким – инструменты, в которых получает колебания воздушный объем, через который проходит струящийся поток вдуваемого воздуха, рассекающийся о край стенки корпуса.

Fluting

Fluting

Духовой музыкальный инструмент флейта выглядит в виде цилиндрической трубки с тонким внутренним воздушным отверстием или каналом, если хотите. В ходе своей эволюции флейта претерпела множество изменений, связанных с поиском нового звука и удобством игры на этом замечательном инструменте. Предшественником флейты, если брать во внимание музыкальные инструменты первобытных людей была свистулька, или вернее свисток.

Разновидностей свистком в те времена было огромное количество, да и в наше время их присутствие тоже заметно, взять например милицейский свисток или спортивно-судейский, или те же глиняные свистульки и т.д. Применялись они в те времена везде, и на крепостных стенах, и в войсках, и во всевозможных ритуальных обрядах, и как детские игрушки, и, конечно же, как музыкальные свистки.

Например, индейцы Северной и Южной Америки  важную роль отводили  разным звукам и использовали свистки из кости, глины и дерева, как в повседневном обиходе, так и в религиозных обрядах. У других народов находившихся ближе к цивилизации в свистках пробовали делать дырочки для пальцев, тем самым свисток начал превращаться во флейту. Она так и называлась — свистковая флейта, с помощью которой появилась возможность  исполнять разные мелодии, и если можно так назвать произведения.

У некоторых народов свистковые флейты могли быть и в двойной форме и в тройной, как у  народов Тибета и в старой Европе XVIII века, где исполнитель совмещал игру на двух или на трех флейтах. Есть и другой способ извлечения звука из флейты, с помощью выдоха носа, как это делалось в Индии или Индонезии и вплоть до Китая. Там существуют носовые флейты, как одинарные, так и двойные. А, так как у индийцев есть осознание дыхательной магии, которую связывают между флейтой и душой, к этой связи очень трепетно относились.

Также присутствие флейты наблюдалось и в древнем Египте, ориентировочно около 5000 лет тому назад, причем до сих пор этот инструмент остается основным на всем Востоке. Свидетельство тому найденные исторические документы, в которых есть упоминание и продольной флейте и рисунки. Этот древнейший вид флейты на своем корпусе имеет несколько отверстий для пальцев.

С ее помощью можно спокойно исполнять разные музыкальные произведения, так как ее диапазон умещается в октаву с полным звукорядом, причем изменяться лады могут с помощью работы пальцев, или неполного закрытия отверстий, а также с помощью различной силы и направления потоков воздуха.

Другой вид флейты, более продвинутый как сейчас говорят, называется поперечной флейтой, отличие которой от продольной во вдуваемом отверстии, которое находится на небольшом расстоянии от конца, примерно несколько сантиметров. Эта модификация флейты в истории создания инструмента занимает выше ступень, нежели продольная.

Теобальд Бём  (Theobald Böhm)

Теобальд Бём (Theobald Böhm)

Первые упоминания о поперечной флейте были примерно 3000 лет назад в древнем Китае, а позднее о ней упоминается, примерно 2000 лет назад в Японии и Индии.  В Европу поперечная флейта попала пройдя через Балканы с того самого Востока, но на Балканах она до сих пор самый распространенный народный музыкальный инструмент. В Европе же в основном пользовались продольной флейтой, но уже к концу XVII века, французские мастера усовершенствовали попавшую им в руки поперечную флейту, увеличив ее в размерах.

Также изменения претерпел внутренний воздушный канал, который сузили у головы, а также к шести отверстиям для пальцев был добавлен клапан для расширения звукоряда до хроматического. Теперь поперечная флейта обладала высокими техническими способностями,  стала более выразительной и эмоциональной, с точной интонацией и уже в XVIII веке она появилась во всех оркестрах, безжалостно вытеснив продольную флейту.

Впоследствии поперечную флейту постоянно дорабатывали, в каждом десятилетии, пытаясь добиться более устойчивой интонации по всем тональностям. Но только одному умельцу удалось модернизировать поперечную флейту придав ей современную форму. Этим умельцем был  баварский изобретатель и музыкант, флейтист и композитор произведений для флейты, создатель современной поперечной флейты Теобальд Бём  (Theobald Böhm), который так усовершенствовал ее, что она до сих пор осталась той же формы, и мало чем изменилась внешне. В течении 15 лет Т. Бём работал над инструментом и внес много важных и полезных новшеств, а именно:

  • Усовершенствовал расположение отверстий для больших пальцев согласно акустическим принципам, т. к. до этого они были расположены с точки зрения удобства игры;
  • Внедрил целую систему клапанов и колец, закрывающих отверстия;
  • Вместо конического внутреннего воздушного канала он стал цилиндрической формы и голова флейты стала полукруглой, что ощутимо улучшило интонацию и уровняло звучание в регистрах, но за то исчезла тембральная мягкость, которая была с каналом конической формы;
  • Добавил металлические детали при создании инструмента, что выгодно сказалось на звучании  инструмента сделав его мягче и более душевным, в отличии от деревянных инструментов.

Обычным материалом для изготовления флейты стало серебро, но некоторые флейтисты продолжали использовать деревянные инструменты, а в XIX были популярны и часто встречались инструменты, изготовленные из слоновой кости и даже стекла.

Диапазон оркестровой флейты начинается от ноты си малой октавы и располагается на трех октавах выше.

Флейта имеет четыре разновидности:

Большая или сопрановая флейта, в основном используется для соло игры;

Малая флейта или пикколо, по размерам в два раза меньше сопрановой, а звучит на октаву выше сопрановой;

Альтовая флейта – звучит на кварту ниже сопрановой;

Басовая флейта – звучит на октаву ниже сопрановой.

Все эти четыре разновидности флейты имеют одинаковые механизмы управления и похожие пропорции, отличие лишь в разных размерах и по высоте звучания.

Flute

Flute

По всем вопросам и с пожеланиями обращайтесь сюда!

Получайте новые статьи прямо себе на почту. Для этого заполните форму и нажмите «Хочу узнать больше!»
Ваш e-mail: *
Ваше имя: *

Нет комментариев »

Пока нет комментариев.

RSS лента для слежения за комеентариями к этой статье. Обратная ссылка URI

Добавьте комментарий

TunePlus Wordpress Theme